«Профилактика жестокого обращения с детьми».
Подготовила педагог-психолог Литвинова А.Н.
Ребенок - это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков и наказания, а поддержки и мудрых советов родителей, не жестокого и злого обращения, а добра, заботы и любви. Но, к сожалению, часто меньше любви достается нашим самым любимым людям. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения: крику, если мы кричим; грубости, если мы грубим; жестокости, если мы это демонстрируем.
Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ним.
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку иногда могут быть вызваны не виной ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т. д. Гнев, вылитый на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает. Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что кратчайший путь лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, жажду мести и компенсации, разрушение нравственных тормозов, стремление к обману и ловкости, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).
Чем же страшно наказание ребенка - наказание ремнем и воспитание шантажом? Знаете ли Вы, как влияет родительское физическое и психологическое наказание на ребенка, на его будущую жизнь? Давайте разберемся, почему нельзя наказывать ребенка, даже если очень хочется и кажется, что других методов воспитания уже не осталось? Физическое наказание ребенка, телесное наказание ремнем, лозиной и т. д. - так называемое порка - это не самое страшное, чего боятся дети. Самое страшное наказание ребенка не физическое, а психологическое
Чего хотят родители, наказывая своего якобы любимого, ребенка настолько жестокими методами - ремнем, лозиной, психологическим шантажом по принципу «Ты сделай это, а я куплю, подарю, дам возможность тебе сделать то»? Родители, физически и психологически издеваясь над ребенком, будем честны хотя бы сами с собой, что наказывая ребенка, мы его смиряем, как это ни парадоксально, занимаются «воспитанием». Шаг вправо, шаг влево - расстрел, а вернее, телесное наказание, объединенное с ужасным моральным унижением ребенка, который чувствует себя оплеванным и уничтоженным собственными родителями, или еще более изощренная форма наказания - психологическая, когда родители в явной, открытой или скрытой форме шантажируют ребенка своей любовью, вниманием, заботой и лаской.
Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — распространенное явление. Часто с родителями этих детей аналогично поступали в их собственном детстве; наших родителей били ремнем и резкой наши деды, наши отцы били нас, а мы будем лупить своих детей, наши дети - наших внуков, внуки - правнуков.
Родители не знают альтернативных методов воздействия на детей; не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка. Получается, это порочная цепь неправильного воспитания подрастающего нового поколения, соединенного с физическим и / или психологическим наказанием детей, умноженная на все возрастающий от поколения к поколению невротизм, подаренный современным сумасшедшим образом жизни с его информационными и стрессовыми перегрузками.
Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить такую ситуацию помогут следующие рекомендации:
* Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Выслушайте проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с его точкой зрения, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и человеческое достоинство.
* Принимайте решение совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливает сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
* Требуя чего-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Не возмущайтесь, если ребенок, может чего-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо объясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
* Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
* Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
* Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
* Подумайте, в чем сложность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?
Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!
Конечно - дети не всегда ведут себя, как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их - дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения обид и, тем более, телесных наказаний.
<font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">«О правах ребёнка дошкольника»</font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития,</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Декларация прав ребенка (1959);</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Конвенция ООН о правах ребенка (1989);</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">- на воспитание;</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">- на развитие;</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">- на защиту</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">«Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка»</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Нарушением прав ребенка можно считать:</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">- лишение свободы движения,</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">- уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РБ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">- применение физического насилия к ребенку,</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">- унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">- угрозы в адрес ребенка,</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">- отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">- отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Мы хотим подробнее остановиться на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры...</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».</font></font></font></font></font>
<font color="#111111"><font style="box-sizing: border-box;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font style="box-sizing: border-box;">Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.</font></font></font></font></font>
ПОСТРАДАВШЕМУ ОТ НАСИЛИЯ
БЬЕТ, ЗНАЧИТ ...УБЬЕТ.
В быту существует такая крылатая фраза - «бьет, значит любит». Выяснить, кто является автором этого крылатого выражения, теперь уже не представляется возможным. Чаще всего, конечно, объектами рукоприкладства являются женщины. Но вот действительно ли любит тот, кто бьет? Если нет, то как бороться с домашней тиранией?
Семейное насилие - явление, встречающееся во всем мире и во всех слоях населения. В семьях более низкого образовательного уровня оно наивно и откровенно, чем выше уровень - тем более изящными финтифлюшками украшено это дисфункциональное взаимодействие, но общее всегда одно: насильник не признает в жертве личность и не собирается вести себя с ней по-человечески. По данным статистически чаще насилие в семье проявляют мужчины по отношению к женщинам, - однако и среди женщин бывают особы, склонные к насильственному поведению (в этом случае чаще речь не о физическом, а о психологическом насилии).
Тема насилия в семье очень глубокая, важная и - в понимании большинства женщин - постыдная. Редко когда можно услышать в кругу коллег или знакомых женщин рассказы за чашкой чая о том, как муж просто грубо обращался с ними. А уж про то, что благоверный поднял руку, говорить вообще не принято!
И дело здесь, к сожалению, не в том, что такой проблемы просто не существует в современных семьях. Дело в чувстве стыда и унижении, которое испытывает жертва, в боязни сплетен и пересудов у нее за спиной, показного сочувствия, и… страхе. Страхе, что ее слова дойдут до ушей супруга, который накажет ее за природную женскую болтливость и т.д.
Насилием в семье признаются любые умышленные действия физической, сексуальной, психологической или экономической направленности одного члена семьи по отношению к другому в случае, если эти действия нарушают конституционные права и свободы члена семьи как человека и гражданина и наносят ему моральный вред, вред его физическому и психическому здоровью.
Стремление к насилию – удел слабых людей. Ведь суть насилия – прежде всего унижение жертвы, низведение ее до своего уровня и ниже: только таким образом насильник, который просто не в состоянии «подняться» сам, перестает хотя бы на время чувствовать себя ущербным…
Часто женщины, являющиеся жертвами насилия в семье, не обладают информацией о мерах предосторожности, которые значительно могут облегчить процесс получения помощи в случае повторения акта насилия, или снизить риск получения увечья.
1. Если ваша жизнь в опасности:
- договоритесь со своими соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из вашей квартиры;
- приготовьте деньги, документы, одежду где-нибудь вне дома (у родственников, друзей);
- заранее договоритесь с друзьями о предоставлении временного убежища;
- держите документы, ключи, деньги в доступном месте, для того, чтобы, взяв их, можно было быстро покинуть квартиру;
- сделайте все возможное, чтобы обидчик не нашел вас. Спрячьте или уничтожьте все свои записные книжки, конверты с адресами, которые могли бы помочь ему найти Вас;
- заранее узнайте телефоны местных служб, которые смогут оказать вам необходимую поддержку (кризисный центр для женщин, телефон доверия, медики и т.д.);
- если ситуация критическая, то необходимо покинуть дом незамедлительно, даже если вам не удалось взять необходимые вещи. Помните, под угрозой ваша жизнь!
2. Если вы не можете выйти из квартиры, необходимо:
- запереться в ванной с телефоном и попытаться вызвать милицию;
- позвонить друзьям или соседям и попросить их прийти на помощь;
- громко звать на помощь, кричать «Пожар» и т.д.;
- открыть окна и попытаться привлечь внимание прохожих и попросить их о помощи;
- если вам все-таки удалось выскочить на лестничную клетку, то звоните во все двери, кричите, зовите на помощь. Даже если никто не выйдет, по крайней мере, это может остудить нападающего, а у вас будут свидетели происшествия в случае, если вы в дальнейшем обратитесь в милицию.
3. Какую помощь вы можете получить от врачей:
- в больнице или травмпункте обязательно расскажите, при каких обстоятельствах получены побои, кем они нанесены, когда, где;
- покажите все телесные повреждения и сообщите о болевых ощущениях;
- все эти данные должны быть зафиксированы дежурным врачом в медицинской карте. В этой же карте врач опишет характер полученных повреждений, и какая медицинская помощь вам оказана;
- обязательно убедитесь в том, что врач правильно и подробно описал место расположения телесных повреждений, их размер, срок образования, способ их получения;
- обязательно получите справку о том, что вы обращались в медицинское учреждение по поводу телесных повреждений;
- в справке должно быть указано: номер карты, дата обращения, разборчиво ФИО врача, штамп медицинского учреждения.
4. Если Вы обратились за помощью в милицию:
- после прибытия милиции ведите себя как можно более спокойно;
- обязательно потребуйте, чтобы у вас приняли заявление. Если работники милиции откажутся сделать это, потребуйте встречи с их руководством;
- запишите Ф.И.О милиционеров, служебные телефоны, номер протокола;
- покажите милиционерам телесные повреждения и материальный ущерб;
- расскажите о других случаях применения насилия по отношению к вам;
- расскажите о свидетелях;
- на следующий день лучше всего снова пойти в милицию и оставить еще одно заявление дежурному милиционеру;
- заявление должно содержать сведения о месте преступления, сведения о времени совершения преступления, сведения о личности виновного, данные о наступивших последствиях и просьб привлечь виновное лицо к ответственности. Обязательно проследите, чтобы заявление было внесено в регистрационный журнал;
- если это необходимо, потребуйте у работников милиции, направление на судебно-медицинскую экспертизу. Предоставьте по возможности доказательную базу: медицинский документ, подтверждающий у вас наличие телесных повреждений, имена свидетелей преступления, фотографии нанесенных тебе побоев, если они были;
- по вашему заявлению должно быть принято одно из следующих решений:
- возбуждено уголовное дело;
- вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
- заявление может быть передано лицом, его получившим, для рассмотрения в суд или прокуратуру;
- если в срок от 3 до 10 суток со дня подачи заявления не было принято решение, либо вы не согласны с ним, то вы можете обжаловать действия сотрудника милиции в вышестоящих инстанциях.
«Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них»
Подготовила педагог-психолог Литвинова А.Н.
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Какие действия можно трактовать как жестокое обращение с ребенком? Как должны вести себя сотрудники учреждения при выявлении таких случаев? Давайте попробуем ответить себе на эти вопросы. Первое с чего мы начнем - это попробуем дать определение термина «жестокое обращение с ребенком»
“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.
Выделяют четыре формы жестокого обращения.
1. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода, медицинской помощи. Это отсутствие со стороны родителей должного уважения, внимания, ласки, тепла и заботы.
2. Психологическое или эмоциональное насилие - это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т. п.
Это - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме, оскорбление и унижение его достоинства, открытое неприятие и постоянная критика, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; лишение ребенка родительской любви; однократное грубое психическое воздействие, преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; поощрение к антисоциальному поведению.
3. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
Это удары по лицу, тряски, толчки, затрещины, удушения, избиение ремнем, заключение в запертом помещении, нанесение увечий.
Наиболее часто физическому насилию подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, менее привлекательные внешне.
4. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми. Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
В каких семьях наблюдаются данные проблемы.
В группу риска попадают дети от нежеланной беременности, дети раннего возраста; дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями; дети из семей с деспотичным, авторитарным стилем воспитания и взаимоотношений; дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни; семьи, где родители – алкоголики, семьи, в которых много социально-экономических и психологических проблем, постоянные конфликты. Когда мать чрезмерно занята на работе. В семьях, где родители имеют хронические или психические заболевания, инвалидность. Когда ребенок живет без родного отца или матери с отчимом или мачехой, в семьях с усыновленными детьми. Часто обижают детей родители с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; сами перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные люди.
Особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии:
• психическое и физическое развитие ребенка не соответствует возрасту;
• низкая самооценка, подавленное состояние, избыточная потребность во внимании;
• запущенное состояние детей, не ухоженность, неопрятность;
• отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья;
• систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна;
• изменчивое поведение, апатичность или наоборот, агрессивность в играх;
• враждебность или чувство страха по отношению к взрослым, судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого;
• следы побоев либо других повреждений;
• чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всех;
• обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
• демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
• нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы,
энурез, тики, расстройства сна и др.).
Особенности поведения взрослых, которые, предположительно могут проявлять жестокость по отношению к ребенку:
• в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
• на жалобы по поводу поведения реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
• противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
• обвинение в травмах самого ребенка;
• позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
• отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
• неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
• большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из перечисленных признаков, им следует немедленно сообщить руководителю образовательного учреждения о выявленном случае. Руководитель немедленно сообщает об этом в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка или в полицию.
Также следует помнить, что за совершение различного рода жестокого обращения с детьми существуют уголовная, гражданско-правовая и административная ответственности.
Ответственность законных представителей и несовершеннолетних детей за участие в несанкционированных массовых мероприятиях.
В последнее время подростков нередко можно заметить в местах проведения несанкционированных массовых мероприятий. Законным представителям детей, да и самим несовершеннолетним важно помнить, что за участие в несанкционированных митингах предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Порядок организации и проведения массовых мероприятий регламентируются Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях». Лица, нарушившие данный порядок, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Административная ответственность установлена ст. 23.34 КоАП Республики Беларусь («Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий»), санкции которой предусматривают как наказание в виде штрафа, так и административный арест.
Уголовная ответственность установлена ст. 196 УК Республики Беларусь («Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них»), санкции которой предусматривают как наказание в виде штрафа, ареста так и лишение свободы на срок до пяти лет.
Однако не каждый несовершеннолетний знает, что ответственность по данным статьям наступает с 16 лет.
Если же подросток ко времени совершения указанного правонарушения не достиг возраста, с которого наступает административная ответственность, то отвечать за его действия будут законные представители. Последние, к слову, часто сами берут своих несовершеннолетних детей на несанкционированные митинги, не осознавая того, что участия в подобных мероприятиях может оставить в душе ребенка след на всю жизнь и повлиять на его развитие личности в целом.
Давайте будем более ответственно относиться к нашим детям и думать об их будущем!
Будьте бдительны! Несанкционированные мероприятия — незаконны!!!
В связи с участившимися случаями организации и проведения несанкционированных массовых мероприятий считаем необходимым предупредить о последствиях участия в них.
Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения таких инициатив. К ним относятся собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование. Любое несоблюдение установленных требований влечет административную либо уголовную ответственность.
Гражданам, не желающим участвовать в несанкционированных мероприятиях, следует быть более бдительными, чтобы не стать соучастниками противоправных деяний. За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, совершенные участником таких мероприятий, наступает ответственность по ч.1 ст.23.34 КоАП в виде штрафа или административного ареста. Более строгое наказание получит гражданин, если он участвовал в такой акции за вознаграждение. По ч. 4 ст. 23.34 КоАП его ожидает штраф от 30 до 50 базовых величин или административный арест.
Серьезные последствия могут возникнуть за использование флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов и транспарантов, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан, за совершение любых действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекательство к таким действиям любыми методами.
Если же участник так называемой «мирной акции» не подчинился законным требованиям должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий, к примеру, не выполнил требования разойтись, его действия образуют еще один состав административного правонарушения, предусмотренный ст.23.4 КоАП.
Следует отметить, что за совершение преступлений против государства, порядка управления и общественной безопасности предусмотрены строгие меры ответственности. Так, организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти на основании ч.1 ст. 293 УК повлечет за собой наказание в виде лишения свободы до 15 лет, а участие в совершении таких действий – в виде лишения свободы до 8 лет.
Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, то в соответствии со ст.369-3 УК за такие деяния могут назначить наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок.
За организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет (ст. 342 УК).
Ответственность вплоть до лишения свободы может наступить за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка (ст.363 УК), а также за насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности (ст.364 УК).
Случаи публичных призывов к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению акта терроризма или диверсии, иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, являются основаниями для уголовной ответственности по ст. 361 УК. За перечисленные действия, совершенные с использованием СМИ или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы до 5 лет.
Кроме уголовной и административной ответственности, законодательством установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.
Уважаемые граждане! Напоминаем: организация и участие в несанкционированных массовых мероприятиях без разрешения на их проведение – незаконны.
Мы располагаем достаточным количеством сил и средств, чтобы противостоять не желающим соблюдать национальное законодательство.
Призываем проявить благоразумие и взаимоуважение!
Несовершеннолетние дети, участвующие в несанкционированных митингах и акциях, подвергаются опасности быть вовлеченными в массовые беспорядки, правонарушения и преступления, что может представлять угрозу их жизни и здоровью!!!
Согласно ст.15 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» лица, нарушившие установленный порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Меры ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий принимаются как к организаторам, так и к участникам массового мероприятия.
Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от двух до 30 базовых величин или административный арест. (Ответственность наступает с 14 лет).
При совершении вышеуказанных административных правонарушений и преступлений несовершеннолетним лицом, не достигшим возраста привлечения к ответственности, законные представители несовершеннолетних подлежат привлечению к ответственности по ст. 9.4 КоАП Республики Беларусь (Невыполнение обязанностей по воспитанию детей).
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей издан Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
<article>
Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
Ребенок, находящийся в социально опасном положении – это лицо в возрасте до 18 лет, которое находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию.
К несовершеннолетним нуждающимся в государственной защите относятся дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, признанные комиссией по делам несовершеннолетних из числа детей, находящихся в социально опасном положении.
Государственные органы, органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭК, граждане, располагающие сведениями о детях, находящихся в социально опасном положении, обязаны немедленно сообщать об этом руководителю дошкольного учреждения, в социально-педагогическую и психологическую службу дошкольного учреждения, орган опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 67 Кодекса Республики Беларусь от 09.07.1999 N 278-З «Кодекс Республики Беларусь о браке и семье», воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, если ребенок находится в социально опасном положении.
Обязанности родителей в отношении детей определены в ст.ст. 65 (права и обязанности семьи), 73 (обязанности родителей по защите прав и законных интересов ребенка), 74 (место жительства), 75 (воспитание детей), 90(пределы полномочий родителей в управлении делами ребенка) Кодекса о браке и семье.
Новые критерии признания детей находящимися в социально опасном положении
Постановлением Совета Министров №22 от 15 января 2019 года утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении.
Постановлением Совета Министров №22 от 15 января 2019 года утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении. Этот документ регулирует деятельность госорганов, государственных и иных организаций в выявлении детей, организации и проведении социального расследования, принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и др. Также в целях защиты прав и законных интересов граждан Постановлением установлен порядок обжалования таких решений.
К числу основных критериев СОП отнесены: неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка, систематическое невыполнение рекомендаций медработников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации, что угрожает жизни и (или) здоровью ребенка, необеспечение родителями надзора за поведением и образом жизни ребенка, вследствие чего он совершает правонарушения. Критерием также будет считаться ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и (или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка.
По словам главного специалиста управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Елены Симаковой, документально вводится понятие социального расследования - обязательного этапа, без которого невозможно признание ребенка находящимся в социально опасном положении. Основанием для расследования служит информация, поступающая в органы образования от различных структур (милиции, медиков, работников МЧС, соцзащиты, ЖКХ) для изучения и анализа. " В срок не более 15 рабочих дней устанавливается наличие или отсутствие критериев и показателей СОП. Причем к этой работе привлекаются и представители иных органов и организаций, занимающихся в том числе защитой прав и законных интересов детей», - пояснила специалист. Она отметила, что усиление межведомственного взаимодействия на этапе социального расследования и при принятии решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении, а также активное участие родителей в этом процессе позволят минимизировать фактор субъективизма.
Критерии и показатели социально опасного положения
Критерии социально опасного положения |
Показатели социально опасного положения |
1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей) |
- родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи
- родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста
- родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара
- родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью
- родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения).
|
2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления
|
- в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
- в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности
|
3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)
|
- в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
- в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия
- установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему
|
</article>